Квартира с отделкой и… дефектами


Квартира с отделкой и… дефектами

Источник: ЦИАН

Как заставить девелопера устранить дефекты в квартире?

Вы приходите на осмотр квартиры в новостройке, которую девелопер продавал с отделкой, а там… линолеум порван, на стенах пятна, окно с трещиной. Застройщик при этом дефекты устранять отказывается. Что делать – мириться или судиться?

Дайте жалобную книгу

Многие новоселы отказываются от переговоров с застройщиком еще на этапе знакомства с квартирой. «Я принимала квартиру со своим дедушкой, проектировщиком с 50-летним стажем. Он был в шоке! По его словам, ничего не соответствовало техническим требованиям – розетки не там, двери открываются не в ту сторону и пр. Из внешних недостатков самыми главными был унитаз с трещиной и окна с дефектами. Но я ждала пять лет эту квартиру и, честно говоря, мне было уже все равно, в каком она виде. Жить можно, и слава богу», – рассказала журналу ЦИАН Анна.

А вот принципиальный Алексей заставил девелопера заплатить за неправильно поставленную дверь: «Входная дверь была криво поставлена, задевала пол и еле-еле закрывалась. В акте приема-передачи это было указано, но сам застройщик на претензию не ответил. Мне было важно доказать свою правоту, несмотря на то, что дверь стоила всего 20 тыс. рублей. Знакомый юрист представлял мои интересы в суде, мы выиграли. Я получил деньги в размере стоимости двери и компенсацию морального вреда – 3000 рублей».

По словам юристов, бороться необходимо, шансы на успех велики. Главное – пошагово следовать инструкции.

Переговоры о дефектах

Шаг 1. Требуйте у застройщика акт несоответствия

«Если квартира далека от идеала, требуйте от девелопера акт о несоответствии объекта долевого строительства», – говорит адвокат Дмитрий Зацаринский. Это гарантия, что застройщик признал факт существования недоделок. Называться этот документ может по-разному – смотровой лист, лист претензий, акт. Главное – перечислить все недостатки и указать срок их устранения.

Если девелопер несговорчивый, придется отправить претензию с указанием всех недостатков и требованием подписать акт несоответствия. Надежнее всего – заказным письмом. Владислава Капканова, заместитель председателя коллегии адвокатов г. Москвы «Вашъ юридический поверенный», советует в претензии подробно описать, что было обещано застройщиком согласно договору, какие работы не выполнены или выполнены не так.

Шаг 2. Вызывайте эксперта

Обратитесь в строительную компанию, чтобы провести экспертизу и выявить недостатки. Стоимость такой услуги составляет около 10 тыс. рублей, но если дело дойдет до суда, можно вернуть эти деньги.

Без официального документа, подтверждающего наличие дефектов в квартире, опасно подписывать акт приема-передачи. А сделать это необходимо, чтобы зарегистрировать право собственности и потом идти в суд.

В экспертном заключении должны быть зафиксированы все выявленные недостатки и указана стоимость их устранения.

Шаг 3. Подписывайте акт приема-передачи

Теперь можно подписывать акт приема-передачи, обязательно указав там, что есть претензии. Будьте осторожны, часто застройщики вписывают в акт пункт, что вы удовлетворены состоянием квартиры. Поэтому от руки нужно написать примерно такую фразу: «Имеются претензии по состоянию квартиры на основании заключения эксперта/акта о несоответствии квартиры».

Переговоры о способе исправления дефектов

Претензии к застройщику по качеству квартиры можно предъявлять в течение пяти лет с момента ее передачи по акту.
Шаг 1. Решите, что хотите требовать от девелопера

Как рассказала юрист Светлана Заречнева, законом предусмотрены три варианта устранения дефектов: безвозмездное в разумный срок; соразмерное уменьшение цены договора; возмещение расходов на устранение недостатков.

В первом варианте девелопер сам должен довести квартиру до ума. «Разумный срок» – очень размытое понятие, оно не конкретизируется законом. Поэтому даже при полюбовной договоренности, нужно зафиксировать этот срок в письменном виде и подписать с двух сторон, иначе это может превратиться в вечный ремонт.

«Я бы не советовал этот вариант, поскольку неясно, какой промежуток времени потребуется застройщику для устранения недостатков, а ведь именно вам придется остаться с неотремонтированной квартирой на неопределенное время», – говорит адвокат Зацаринский.

Во втором случае вы можете требовать уменьшить цену квартиры на ту сумму, которая указана в экспертном заключении. По мнению Зацаринского, это самый лучший и благоприятный вариант: можно сэкономить, отремонтировав квартиру своими руками или дешевле указанной суммы.

В третьем случае сначала нужно сделать ремонт за свой счет, потом собрать все чеки на стройматериалы и на работу, и только после этого вы поймете, какую сумму требовать у застройщика. Минус очевиден – на ремонт нужны свои накопления.

Шаг 2. Направьте застройщику претензию

Составьте претензию с требованием устранить недостатки, уменьшить стоимость договора либо возместить расходы на ремонт. Приложите копию заключения эксперта и укажите срок выполнения требований.

«Претензию нужно отправить на адрес застройщика (по реквизитам, указанным в договоре долевого участия, а также содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц) заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложений. При невыполнении требований можно идти в суд», – говорит Людмила Тихова, директор по правовым вопросам ЗАО «Ленстройтрест».

Судебное разбирательство

Вы можете обратиться в федеральный районный суд по месту нахождения застройщика либо новостройки, по месту своего жительства или по месту заключения договора (если он был заключен в компании-посреднике).

Настаивайте на выбранном способе решения проблемы.

Также можно потребовать:

- неустойку за нарушение сроков устранения недостатков
- неустойку за просрочку передачи квартиры
- компенсацию расходов (проведение экспертизы, госпошлина и пр.)
- компенсацию морального вреда
- штраф