Кто должен оплачивать ущерб в арендованной квартире?


Кто должен оплачивать ущерб в арендованной квартире?

Источник: Мир квартир

Геннадий К. собирался съезжать из съемной «однушки», но хозяин, проверяя ее, обнаружил, что сломался кондиционер. Оказалось, что Геннадий летом включал прибор на тепло, чего по инструкции прибору делать нельзя. Но платить он категорически отказался, и дело пришлось решать в суде.

В данном случае арендатору не стоило доводить до судебного разбирательства, поскольку вызванный собственником мастер по ремонту подтвердил неправильную эксплуатацию, из-за которой были повреждены трубы и произошла утечка фреона. Судья заставил Геннадия заплатить, так как техническое заключение подтвердило его вину. Гораздо проще было повиниться и компенсировать владельцу квартиры сумму ущерба.

Трещина – естественный износ или нет?

Вот другой случай. При осмотре квартиры арендодатель заметил, что дверцы шкафа в прихожей болтаются, а на одной из внутренних полок появилась большая трещина. Наниматель настаивал на естественном износе, поскольку шкаф изначально был не в идеальном состоянии.

В данном случае стороны сошлись на том, что износ был естественным. Они оценили сумму ущерба и разделили ее пополам.

Колонка сломана, кресло порвано, на кафеле налет

А вот еще был случай в суде. Перед отъездом арендатора выяснилось, что неисправна одна из недавно купленных музыкальных колонок, к тому же была порвана обивка дорогого кресла. Вдобавок ко всему, на кафеле в ванной появился желтый налет. Наниматель возмещать ущерб отказался.

Владельцу квартиры пришлось вызывать мастера для починки колонки и покупать новое кресло.

Жилец не захотел платить, и хозяйка подала в суд, который принял к рассмотрению все предоставленные собственником чеки, фотографии и техническое заключение специалиста. Он постановил, что арендатор обязан возместить ремонт музыкальной колонки: в заключении было отмечено, что поломка техники вызвана внешним воздействием, и на ней имеются механические повреждения.

Что касается кресла, то оказалось, что по просьбе хозяина его приобретал другой человек, поэтому документально доказать свои затраты собственнику не удалось. Как и не удалось доказать, что кафель в ванной комнате был испорчен именно арендатором.

На чьей стороне закон?

Когда арендатор съезжает со съемной квартиры, он рискует не получить обратно внесенный депозит или получить его не в полном объеме. Это в том случае, если собственник сочтет, что его имущество испорчено или потеряло товарный вид. Нередко наниматель действительно виноват, и тогда лучше сразу договориться и решить вопрос миром. Ну а если никакой вины он за собой не чувствует и не намерен платить лишнего, а арендатор не готов мириться с ущербом, ничего не остается, кроме как идти в суд.

Согласно статье 622 ГК РФ, арендатор обязан вернуть арендодателю его имущество в том же состоянии, что и при заселении, с учетом нормального износа.

Все другие случаи рекомендуется отдельно прописываться в договоре, как и само понятие нормального износа. Обычно под этим подразумевают естественное ухудшение качества и внешнего вида квартиры и имущества в результате износа при обычном режиме эксплуатации и при естественных условиях воздействия окружающей среды.

Чтобы впоследствии можно было доказать, что кроме естественного износа, никакого другого вандализма наниматель в съемной квартире не учинял, нужно еще при заключении договора подробно сфотографировать и описать в приложении к документу все имеющиеся до заселения «изъяны»: царапины на мебели, дыры в обивке, потертости на полу и обоях, текущие краны, неисправные бытовые приборы и т.д.

Если же собственник боится за свою мебель или паркет, он должен в договоре указывать правила обращения с вещами, например, «ходить в туфлях на каблуках по паркету нельзя». Если этого не сделано, а царапины и впрямь небольшие, ущерб может быть отнесен к естественному износу.

Обеим сторонам, прежде чем лезть в бутылку, стоит попробовать договориться по-хорошему.

Вполне возможно, что арендодатель, обнаружив договороспособность жильца, умерит свой пыл и сократит список претензий. Или согласится разделить убытки пополам.

Собственнику же имеет смысл обращаться в суд, если у него есть доказательства – фотографии квартиры и вещей до заезда квартиранта, заключения специалистов по ремонту. И главное – нужно сохранять договор и приложения к нему после выезда арендатора, а у него самого взять его новый адрес.