Регистрационный вопрос: как прописаться в квартире


Регистрационный вопрос: как прописаться в квартире

Источник: МосДольщик.рф

Понятие «прописка» было изъято из российского законодательства в 1993 году. Но в обиходе мы продолжаем называть регистрацию в жилье пропиской – по старой памяти. Отличий в терминах много, но основное заключается в том, что приписка носила обязательный характер, а регистрация – уведомительный. То есть, жить без регистрации по месту жительства (или пребывания) можно, хотя и за это полагается административная ответственность. На деле же регистрация дает много преимуществ, без которых жизнь гражданина России становится крайне сложной. Разбираемся, как прописаться в квартире, что нужно для прописки и зачем.

Что дает регистрация (прописка)

Формально отсутствие прописки не должно поражать гражданина в правах. То есть, без актуального штампа в паспорте или бумаги о регистрации можно заключать любые договоры, пользоваться банковскими услугами и т.д. Фактически же ни один банк не будет связываться с заемщиком без регистрации.

Что еще дает прописка?

- С регистрацией вы можете жить у себя дома (или в арендованном жилье) и не бояться визита участкового, в результате которого можно получить административный штраф за отсутствие регистрации. Для Москвы и Санкт-Петербурга штраф составляет от 3 до 5 тыс. руб.

- С регистрацией вы можете получать государственные документы. Без регистрации невозможно оформить полис ОМС, приписаться к поликлинике, встать на учет в Налоговой инспекции и получить ИНН. То есть, без прописки об официальном трудоустройстве или ведении легального бизнеса можно забыть.

- С регистрацией вы можете получать государственные льготы и пособия. Это важный момент, даже если вы не нуждаетесь в поддержке государства. Льготная и семейная ипотека – это тоже господдержка.

- С регистрацией вы можете отправить детей в государственную школу или детский сад рядом с домом.

Какая бывает регистрация (прописка)

Регистрация по месту жительства наиболее близка к устаревшему термину «прописка». По закону, выписавшись из предыдущего место жительства, гражданин обязан встать на регистрационный учет на новом месте в течение семи дней. Этот вид регистрации в квартире бессрочный. Оформляется в виде штампа в паспорте на страницах с пятой по двенадцатую.

Регистрация по месту пребывания. Релоцировались по работе в другой город? Арендовали квартиру на длительный срок? Если живете по адресу, отличному от регистрации по месту жительства более 90 суток, оформить регистрацию по месту пребывания нужно обязательно. Этот вид прописки ограничен по времени – от 90 дней до 5 лет. Помимо прочего в некоторых регионах регистрация по месту пребывания может быть полезна еще и тем, что дает право на бесплатные (или с существенным дисконтом) посещения местных культурных и рекреационных объектов. Оформляется на отдельной бумаге – Свидетельстве о регистрации по месту пребывания.

Важно! Оба вида регистрации, в отличие от прописки, не дают права претендовать на жилье. Право собственности на квартиру и право проживания в ней давно разведены.

Что нужно для прописки

Какие документы нужны, чтобы оформить прописку? Как прописаться в квартире? Если вы купили квартиру в новостройке, то все необходимое для того, чтобы оформить регистрацию по месту жительства, у вас уже есть. В случае с арендой квартиры необходимо будет договариваться с собственником для оформления прописки по месту пребывания. К счастью, в последние годы многие арендодатели к вопросу регистрации арендаторов стали относиться спокойнее. Эти документы нужны для регистрации:

- паспорт;
- выписка из ЕГРН о праве собственности на квартиру;
- договор аренды – если речь о регистрации по месту пребывания;
- заявление – подписанное вами или собственником квартиры;
- согласие всех совершеннолетних граждан, имеющих доли в квартире;
- свидетельство о рождении – если гражданину не исполнилось еще 14 лет.

Как прописаться в квартире

Что нужно для прописки – выяснили. Теперь вопрос: где и как оформить прописку? Полномочиями регистрировать граждан в квартирах наделены сразу несколько институтов. Оформлять регистрацию могут:

- паспортный стол – подразделение Федеральной миграционной службы;
- подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД РФ;
- управляющая компания – некоторые УК обладают таким правом;
- МФЦ.

Также регистрацию можно оформить онлайн – через портал Госуслуг. Но подразделение ГУВМ МВД все же придется посетить – принести оригиналы документов.

При регистрации через Госуслуги процесс занимает не больше 3 дней, в остальных случаях – от 3 до 7 дней. Процедура бесплатная, госпошлина не взимается.

Где нельзя прописаться

Как прописаться в квартире – выяснили. А можно ли зарегистрироваться в нежилом помещении? Это печальная новость для собственников и арендаторов апартаментов, которую они и так знают. Зарегистрироваться можно только в жилом помещении. Апартаменты к таковым не относятся и под действие Жилищного кодекса не подпадают. Поэтому и прописаться в апартаментах нельзя.